Мы живем в мире, в котором качество получаемой нами информации в значительной степени определяет наш выбор и последующие действия, включая способность пользоваться фундаментальными свободами и правом на самоопределение и развитие. Технологические усовершенствования в области телекоммуникаций повлекли за собой широкое распространение средств массовой информации и других поставщиков информации (библиотек, архивов, Интернета и т.д.), которые открыли гражданам доступ к и возможность обмена колоссальными объемами информации. Следствием и дополнением этого феномена стало стремление граждан беспрепятственно оценивать релевантность и надежность этой информации, полностью осуществляя при этом свое право на свободу самовыражения и право на получение информации. Именно в таком контексте следует рассматривать потребность в медийной и информационной грамотности (МИГ), которая расширяет масштабы движения за гражданское образование, включая в него педагогов как главных субъектов преобразований.
Янис Карклиньш (Jānis Kārkliņš) Заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации
В научной среде развивается идея о том, что современную цивилизацию можно охарактеризовать словом «медиаполис». В этом своеобразном социокультурном образовании человек уже не только и не столько потребляет информацию, сколько постоянно производит и транслирует ее, используя общедоступные медийные каналы и технологии. По нашему мнению, емкую научную метафору «медиаполис» можно и нужно дополнить понятием медиа жизни как повседневной практики существования. Это относится не к единичным «продвинутым» пользователям Интернета и мобильной телефонии, а к преобладающей части населения, прежде всего к молодежи. Значит, резко возрастает роль медиа педагога — того компетентного наставника, который не только сам владеет необходимым объемом знаний, умений и навыков, но и способен помочь аудитории освоить культуру грамотного информационного поведения.
Научные редакторы русского издания Н. И. Гендина, С. Г. Корконосенко
Мы живем в мире, в котором качество получаемой нами информации в значительной степени определяет наш выбор и последующие действия, включая способность пользоваться фундаментальными свободами и правом на самоопределение и развитие. Данная программа обучения педагогов медийной и информационной грамотности — важный источник информации для государств-членов ЮНЕСКО и новое слово в данной области. Во-первых, она рассчитана на перспективу и опирается на современные тенденции конвергенции радио, телевидения, Интернета, газет, книг, электронных архивов и библиотек на одну общую платформу, а также впервые представляет единый подход к МИГ. Во-вторых, она создана с учетом потребностей педагогов для интеграции в официальную систему их подготовки.
Янис Карклиньш, заместитель Генерального директора ЮНЕСКО по коммуникации и информации
www.unesco.org/webworld Файл
|